«Режим рационального мышления»: как не остаться без денег в черную пятницу.
В канун праздников усиливаются маркетинговые кампании с заманчивыми предложениями и очень выгодными скидками и акциями. Именно такие «горячие предложения» приводят граждан к импульсивным покупкам: даже с высоким уровнем образованности и осознанности люди могутподвергаться перманентному ажиотажу вокруг необходимости купить «здесь и сейчас». Однако, в такой ажиотаж подключаются и мошенники, которые будут применять всевозможные уловки для обмана граждан.
Как не столкнуться с мошенниками и избежать нежелательных трат, особенно в черную пятницу, проекту Fingramota.kz рассказал Евгений Питолин, независимый эксперт в области кибербезопасности, ИТ и коммуникаций.
Черная пятница стала символом масштабных распродаж и гиперактивного потребительского ажиотажа. В этот период активизируются и мошенники применяя свои схемы на неопытных или слишком расторопных покупателей.
Один в один: фишинговая атака
В сезон массовых распродаж среди распространенных видов мошенничества лидируют фейковые веб-сайты. Покупатели, стремящиеся поймать выгодную сделку, могут случайно попасть на сайт мошенников, потеряв свои финансы или личную информацию. Одна из разновидностейфинансового мошенничества, когда злоумышленники создают копию, к примеру, популярного интернет-магазина, маркетплейса, либо социальной сети с целью получения реквизитов платежных карт, персональных данных, SMS-кода. Сайты-клоны обычно выглядят довольно официальным и с первого раза распознать их фейковую страницу может лишь тот, кто уже наткнулся на похожую неприятную ситуацию. Интернет-аферисты могут опустошить ваш счет за считанные секунды, особенно если вы попадете на фишинговый сайт
Мошенники проявляют активность и в социальных сетях, создавая посредством Facebook, Instagram, Telegram, мошеннические страницы и завлекая граждан в активную переписку с горячими предложениями купить сегодня и сейчас по баснословной скидке определенный товар. Как только вы введете свои данные в направленные предложения, мошенники завладеют вашими персональными данными.
Не переходите по подозрительным ссылкам и всегда проверяйте информацию о продавце.
Телефон по цене шоколадки: психологические воздействие
«Внимание, скидки!»: даже если в этом магазине вам ничего не нужно, вы все равно зайдете просто посмотреть. Так уж устроена человеческая любопытность. И мошенники об этом прекрасно знают. Они используют известные бренды, чтобы создать иллюзию обмана и выгодных предложений. Если вы обнаружили товар или услугу по «подозрительно» низкой цене, а продавец настоятельно требует полную предоплату, убеждая, что данная акция только на один день, то с вероятностью 100% вы имеете дело с мошенником. Аферисты специально публикуют объявления с дорогим товаром/услугой и устанавливают якобы хорошую скидку. Их единственная задача –посредством психологических манипуляции заманить больше граждан. В итоге «покупатель» остается без товара и денег. В таких ситуациях всегда нужно помнить, что бесплатный сыр только в мышеловке.
Прежде чем отправить полную стоимость настоятельно советуем изучить сайт, потребовать документы магазина, требовать счет на оплату. Если на сайте продавца в качестве контакта указан всего лишь e-mail адрес – это тоже должно вас насторожить. Прочитайте отзывы, изучите внешний вид сайта, разделы.
Рыбалка без наживы: спуфинговая атака
Во время любого ажиотажа, мошенники никогда не обходятся без использования широко известной фишинговой атаки. Они будут спамить и рассылать фишинговые электронные письма, притворяясь банками или известными производителями или популярными магазинами. Лишь бы выманить у граждан как можно больше денег. Мошенники звонят или отправляют SMS-сообщения, используя номер телефона другого человека. Они можут выдавать себя за сотрудников реальной компании, чтобы вызвать доверие граждан. Самое главное для злоумышленников – использовать психологические методы и убедить на якобы реальную покупку товара или услуги по выгодой цене.
К примеру, мошенники сообщают будущей жертве об однодневной акции в честь черной пятницы и просят продиктовать личные данные для перевода денег со счёта, настаивают продиктовать секретный кода из SMS-сообщения. С помощью этой информации злоумышленники переводят деньги со счёта, и могут оформить на клиента онлайн-заем на крупную сумму.
Главное правило – никогда и никому не сообщать персональные данные, какую-либо идентификационную информацию от ваших мобильных, финансовых и иных сервисов.
Пять советов, как обезопасить себя и своих родных
1. Проверьте аутентичность сайта.
Не торопитесь. Прежде чем делать покупку, удостоверьтесь в надежности веб-сайта. Используйте известные платформы или проверенные онлайн-магазины. Подозрительные домены и необычные URL-адреса могут быть признаком мошенничества.
2. Отзывы и рейтинги – это не всегда плохо.Читайте отзывы других покупателей о магазине или продукте. Это поможет вам сформировать более четкое представление о репутации компании.
3. Слишком выгодно, слишком дешево, и все «слишком». Остерегайтесь подобных предложений. Хорошая вещь не может стоить дешево, даже в разгар распродажи. Мошенники часто используют соблазнительные скидки, чтобы привлечь внимание жертв.
4. Будьте внимательны к письмам от незнакомцев. Фишинговые электронные письма, претендующие на то, что они от банков или крупных розничных сетей, могут быть ловушкой. Никогда не предоставляйте личную или финансовую информацию через электронные письма или ненадежные веб-ссылки.
5. Главное – безопасность оплаты. Используйте виртуальную карту, не оплачивайте покупки через свободный WI-FI, по возможности включайте VPN.
Пополняйте информационный запас подобных схем, чтобы бы в курсе мошеннических уловок. Только так вы сможете максимально выгодно совершить покупки в Черную пятницу. Обязательно предупредите родных и близких о возможных рисках. И помните, минимизировать риски можно, главное, знать как.